опубликовано: Oxana D. • 17.08.2012 • 19:36 • • Просмотров: 21020
Советский художник и архитектор известен как со-основоположник супрематизма, автор проектов «горизонтальных небоскребов» для Москвы и агитационных плакатов «Клином красным бей белых!». Он преподавал во Вхутемасе и Вхутеине, жил в Германии и Швейцарии, и даже стал членом небезызвестной голландской группы De Stijl.
В работе с книгами на него сказалось прежде всего то, что Лисицкий был по образованию архитектор. Он рассматривал печатное издание как пространственный объект, и организация его книг сопоставима со зданием, в котором можно заблудиться.
Лисицкий стремился заинтересовать читателя, чтобы тот ничего не упустил. Он искусно оформлял страницы, чтобы открывшему разворот уже невозможно было свернуть с указанного пути.
Супрематический сказ про 2 квадрата
После знакомства с теориями Казимира Малевича, Лисицкий переходит к конструктивной выразительности. Он издает книгу для детей «Супрематический сказ про 2 квадрата». Основную смысловую нагрузку в ней несет не текст, а занимающий почти все пространство листа составленный из четких геометрических форм – квадратов, кругов и параллелепипедов – конструктивный рисунок, причем все фигуры либо черного, либо красного, либо серого цвета.
Рисунки Лисицкого динамичны, в них преобладают диагональные линии, устремленные из левого нижнего угла в правый верхний угол. Они торопят зрителя, возбуждают его любопытство, заставляя перейти к следующей странице. Текст книги, не считая названия, состоит из 33 слов, но повествование здесь ведется при помощи визуальных, а не вербальных средств.
Основную смысловую нагрузку несет не текст, а занимающий почти все пространство листа конструктивный рисунок
Формируя пространство листа, Эль Лисицкий изображает устную речь при помощи графических средств, сочетанием вертикальных, горизонтальных и наклонных линий и дуг, имитируя свойственные устной речи интонации и мимику рассказчика.
Текст у графика не выровнен вдоль прямой линии, не параллелен нижнему краю листа, буквы в одном слове прыгают и пляшут, размер их меняется в пределах слова, задавая ритм прочтения, смысловые ударения.
Художник воспроизвел устную речь с помощью вертикальных, горизонтальных и наклонных линий и дуг, имитируя интонационные переходы и мимику рассказчика
В одной из статей , посвященных искусству книги, Лисицкий подчеркивал, что в работе над книжным оформлением художникам и писателям революционной эпохи следует учитывать то, что книга должна быть обращена к полуграмотной народной массе. Чтобы она заговорила с читателем, набор ее не должен быть однообразным, ведь мысль приходит не через ухо, а через глаз, и полиграфическая пластика с ее богатыми оптическими возможностями должна делать то, что оратор выражает голосом и жестами. Места сгущения смысла Лисицкий предлагал выделять выразительными средствами набора, уплотняя, разрежая и укрупняя в нужных местах шрифт.
Набор книги не должен быть однообразным, ведь мысль приходит не через ухо, а через глаз, и полиграфическая пластика должна делать то, что оратор выражает голосом и жестами
Сам Лисицкий зачастую намеренно усложнял восприятие текста, превращая его в шараду – помещал одни буквы внутрь других, включал в наборную строку титульные шрифты.
Маяковский для голоса
Наиболее примечательной стала вышедшая в начале 1923 г. в Берлине книга «Маяковский для голоса». В ней была сделана вырубка, как для справочных изданий, что придало книге дополнительную объемность. Каждое стихотворение Лисицкий отметил особой пиктограммой. Книга напечатана красной и черной красками.
Для набора использовался плоский шрифт «гротеск». За счет разноуровневого несимметричного расположения букв, вариации размеров и начертания шрифта в пределах даже одного слова здесь создается особая выпуклость страницы.
Теперь за проектами можно следить на ходу:
живой мозговой штурм онлайн в вашем смартфоне.
Подробнее тут.