По решениям, поступкам и поведению новичка на GoDesigner быстро становится ясно — наш человек или нет. Случайные люди не могут быть единомышленниками. Единомышление определяется не знанием типографики или умением работать в Photoshop.
Пришло время сформулировать кодекс GoDesigner-a, определяющий отношение к себе, собственной работе, платформе, клиентам, деньгам.
В дизайне, проектах, управлении людьми, карьере, образовании и даже в личной жизни дизайнер руководствуется центральным понятием пользы.
Человек — социальное существо. Он получает материальное и моральное вознаграждение от других людей только одним из трёх способов:
По этим трём сценариям построены все виды человеческих отношений: предпринимательство, наука и техника, экономика, политика, семья, и, конечно, дизайн.
Дизайнер сознательно выбирает для себя путь пользы. Свои решения в дизайне, проектах, делегировании полномочий, образовании и карьере он принимает, исходя из желания постоянно увеличивать собственное полезное действие, то есть ценность для мира.
Это не означает, что дизайнер — слепой альтруист. Свой путь он выбирает в соответствии с личными интересами и предпочтениями, заботится о себе и своей семье.
Дизайнер — капиталист. Плох тот дизайнер, который не думает, как выжать максимальный эффект из своих продуктов и личного времени. В этом суть всех работоспособных систем, только в наших системах нет насилия и паразитизма.
Полезное действие — главный критерий принятия решений. Руководствуясь пользой, дизайнер выбирает и надпись на кнопке, и своего преемника.
Дизайнер стремится сделать работу наилучшим образом и никогда не идёт на компромиссы в качестве. Дизайнер имеет профессиональную гордость. Дизайнер — перфекционист.
Как ни парадоксально, перфекционизм никак не связан с оплатой, задачей, клиентом, успехом. Дизайнер не может сознательно сделать плохую работу, даже если ему не заплатили, а клиент оказался последней сволочью. Всё это остаётся в параллельной вселенной. Качество работы — это всегда вопрос отношения к себе.
Для дизайнера унизительно халтурить. Он потерял бы к себе уважение, делая работу «не хуже других».
Те, кто готовы работать «на троечку», не беспокоят дизайнера — не обязательно иметь с ними дело. Редактор, верстальщик, бариста, секретарь или директор завода, сознательно работающие вполсилы, не уважают себя и свою жизнь.
Дизайнер не путает перфекционизм с идеализмом. Лучший продукт — работающий продукт. Перфекционизм не может служить оправданием для увеличения бюджета или срока клиентского проекта. Поэтому в дизайне используется принцип «трёх Ф»: fix time, fix money, flex scope. Свои умения и изобретательность дизайнер употребляет на то, чтобы выпустить продукт в срок без ущерба для качества.
Полезно помнить, что перфекционизм — это выбор вселенной.
Если бы вселенная вела себя, как троечник, наша планета состояла бы из пыли и ядовитого газа. В лучшем случае, на ней бы бегали хищные крысы или росли грибные колонии. Но вопреки всему, в среде хаоса, вселенная сохраняет и культивирует самое лучшее: жизнь, разум, прогресс, архитектуру, культуру, науку и технику.
Халтура — смертный грех дизайнера.
Дизайнер силён духом и предан делу. Он посвящает свою жизнь росту в профессии и вкладу в развитие самой профессии. Дизайнер помнит об ограниченности жизни.
Дизайнеру не мешают зима, авитаминоз, арендная ставка и цены на фрукты. Он знает, что жизненный комфорт придёт позднее в обмен на успехи в профессии. Сидит ночами и грызёт задачу, пока есть молодые силы. Последние деньги отдаст за книгу, а не за путёвку в Турцию. А если за путёвку — то в Лондон, для расширения дизайнерского кругозора. Соответственно росту к дизайнеру приходят деньги, путешествия по выходным и фуагра с трюфелями, бесстыдно намазанные друг на друга.
Если молодой специалист задумывается о переезде в Таиланд, это знак, что его слишком рано озаботил личный комфорт. Его прельщают море, дешёвые фрукты и представления о халявной райской жизни. Картинка с пляжем и голубым морем заслоняет в мозгу любимое дело, затем и реальные результаты работы. Профессионал потерян.
Дизайнер лезет с альпенштоком на гору знаний, дизайнер с таиландом в голове прыгает с сачком по полянке развлечений. Состарятся оба, но только один окажется на горе, а другой всё там же, на равнине.
Дизайнер планирует свою жизнь. Молодые силы и способность работать по ночам уменьшаются со временем. Поэтому как только дизайнер освоил азы профессии и стал хорошим исполнителем, он тут же учится делегировать задачи, чтобы увеличивать собственную пользу без ущерба для качества.
Командование отрядом для выполнения задачи — физически самая сложная часть карьеры. Если у дизайнера не будет преемников, не будет и продолжения карьеры: ведь в какой‑то момент не останется сил вести людей на амбразуры. Перспектива — пенсия и дауншифтинг.
Поэтому к моменту зрелости дизайнер должен иметь пять‑шесть преемников. Преемники освобождают руки дизайнера для перехода на «идейный» уровень в профессии, когда польза от передачи знаний и опыта начинает превышать пользу от личного участия в работе. Гусеница превращается в бабочку, ведущий дизайнер — в арт‑директора.
Гора знаний помогает дизайнеру планировать собственный рост. Но без «турбины под хвостом» на гору не забраться. Все остальные дизайнеры должны постоянно ощущать её жар, дым и давление. Личное усердие поможет обойти всех вундеркиндов и освоить самые фантастические умения.
Застой — смертный грех.
Дизайнер любознателен, для него не существует неинтересных тем и скучных задач. В дизайне и инженерном деле работают все знания о мире: научно‑технические, гуманитарные, культурные, художественные. Дизайнер может сказать: «Я не разбираюсь в граффити», но не может сказать: «Мне неинтересно граффити». Возможно: «Я не знаю историю». Никогда: «Мне неинтересна история».
Никогда нельзя сказать заранее, какое знание пригодится в будущем. Поэтому дизайнер всю жизнь копит наблюдения, впечатления и открытия. Культивирует эстетический вкус, насмотренность, грамотность.
Дизайнер читает книги, коллекционирует повседневные наблюдения из прогулок и поездок.
Дизайнер презирает агностицизм, средневековый мистицизм и снобизм в профессии. Вдохновение — для любителей. Дизайнер верит, что дизайну можно учиться и учить.
В средние века мастера хранили секреты ремесла. В дизайне всё наоборот — дизайнер спешит делиться находками: проводит вебинары для коллег, дает советы, пишет статьи.
Дизайнер умеет смотреть в лицо правде, если реальность противоречит его идеалам. Всегда сохраняет скептицизм и критический взгляд, но не позволяет им стать помехой к новым знаниям.
Знания — бессмертный след профессиональной жизни дизайнера.
Равнодушие — смертный дизайнерский грех.
Дизайнер всегда помнит, что его профессия — сервис, и он работает для клиента.
Польза для клиента выше всего. Дизайнер никогда не возьмётся за коммерческий проект, если не верит в его работоспособность и не понимает, как клиент вернёт свои вложения. Даже если клиент убеждён в пользе и пришёл с баблом наперевес, дизайнер никогда не пойдёт на компромисс с совестью.
Клиент ставит задачу профессионалу. Он заказывает услугу и ждёт хороший сервис. Человеческие отношения построены на ожиданиях, и первым делом нужно узнать — чего же именно ждёт клиент.
Дизайнер изучает и практикует принципы хорошего сервиса. Он выясняет и формирует ожидания клиента. Во всех внутренних и внешних отношениях дизайна действует принцип «Лучше недообещать, чем переобещать».
Дизайнер коммуникабелен и постоянно совершенствует искусство переговоров. Дизайнер слушает клиента, не упорствует в конфликтах, не малодушничает, не ведёт себя как тряпка.
Благодаря философии полезного действия дизайнер видит суть противоречий, умело превращает личный конфликт в техническую дизайнерскую задачу.
Дизайнер никогда не отзывается снисходительно о своём клиенте при общении с коллегами или другими клиентами.
Гордыня — смертный грех.
Дизайнер никогда не изменяет своим методам ради отношений с клиентом.
Следование собственной методологии отличает профессионала. Дизайнер не должен позволять клиенту решать за себя, как именно делать работу. Достижение результата — это интимный профессиональный процесс, который определяет сам дизайнер или его старший коллега.
Если по методу работа начинается с понимания задачи, не переходите к макетам по настоянию клиента. Если всегда рисуете главную страницу в конце проекта, не начинайте с неё в угоду генеральному директору. Если всегда сами передаёте макеты и указания в производство, не отдавайте их через клиента из‑за организационных трудностей.
Дизайнер постоянно ищет способы улучшить профессиональные приёмы и процедуры, оптимизирует личную деятельность. Методы постоянно меняются с ростом опыта и знаний. Если дизайнер не предлагает улучшений в собственной работе или работе коллег, это признак застоя и равнодушия.
Дизайнер принимает на себя ответственность за всё, что происходит в его жизни, работе и проектах. Дизайнер самостоятельно мыслит и действует, не жалуется и не оправдывается.
От идеи до воплощения — трудная дорога. Реальность всегда мешает сделать дело. Дизайнер хорошо понимает, что «делать» и «сделать» — принципиально разные вещи.
Поэтому дизайнер постоянно учится превращать задание в принятую работу, план проекта — в реальный продукт, проблемы — в решения, идеи — в реальность. Дизайнер идёт путём предпринимателя.
Как хороший предприниматель, дизайнер не ищет границы своей ответственности. Даже если в сортире грязно — это задача в его компетенции.
В общепринятой культуре людей заставляют работать. Неважно как — учётом присутствия в офисе, контролем менеджеров, запретом Аськи и Одноклассников, строгим взглядом директора, штрафами за опоздание, бесплатными обедами и печеньем.
Дизайнер умеет работать сам. Он сам определяет, где ему жить, длину своего рабочего дня, количество выходных и отпусков.
Дизайнер не говорит и не показывает, как много он работает. Никто не следит за его дисциплиной и посещаемостью. Имеет значение только результат, поэтому его отсутствие нечем прикрыть.
Такая свобода не для всех. Большая часть фрилансеров — обычные безответственные люди. При малейшей проблеме они просто пропадают.
Настоящий дизайнер лицом встречает все трудности.
Дизайнер — пример чистоплотного и рационального отношения к деньгам.
Дизайнер — капиталист. Дизайнер предан своему делу не из‑за денег, но понимает, что деньги, во‑первых, ресурс работоспособных систем, то есть часть профессии, которой он занят. Во‑вторых, это качество жизни его семьи.
Как все капиталисты, дизайнер хочет много зарабатывать. Он связывает своё благосостояние с успехами в профессии, поэтому в начале пути готов к лишениям, а в зрелости не торопится на пенсию (уход в большую компанию с печеньками — разновидность пенсии).
Двухсторонние финансовые вопросы для дизайнера — как врачебная тайна или тайна исповеди. Финансовая тайна интимна и свята.
Дизайнер никогда не распространяется о своих доходах и о сумме контрактов. Дизайнер пресекает разговоры на эту тему с другими клиентами и коллегами. Это не его тайна.
Финансовые отношения — предмет личных переговоров и оценок двух сторон. В этих отношениях не участвуют третьи лица, коллеги, профсоюзы или другие клиенты. Единственный аргумент дизайнера при обсуждении зарплаты или суммы проекта — его собственная польза. Всё иное оскорбляет его предпринимательский дух.
Дизайнер не даёт и не берёт денег за посредничество и тайное сводничество. Откаты, взятки и комиссии — профессиональное табу. Да, мы слышали, что такое где‑то бывает.
Дизайнер не мелочится с клиентом и коллегами. Он не зажимает исходники и передает права на всё, что сделано в оплаченное клиентом время, независимо от исхода отношений. Дизайнер не выставит счёт за дополнительную фотосессию, которую решил провести арт‑директор. Дизайнер никогда не экономит на звонках по делу: если на связь уходит слишком много, он обсудит повышение гонорара.
Жадность — смертный грех.
Дизайнер — образец такта. Он заботится о своей репутации, ограниченно и осмотрительно участвует в дискуссиях, конференциях и социальных сетях. Не «срёт в каментах».
Дизайнер никогда не окажется в роли моськи: «Вот то‑то мне и духу придаёт, что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки».
Дизайнер не оценивает публично работу коллег в компаниях конкурентов. Исключения — открытое признание чужих заслуг, профессиональные рецензии по просьбе авторов, закрытые образовательные дискуссии.
Дизайнер уважительно отзывается о своих клиентах и ни с кем не обсуждает отношения с ними.
Дизайнер помнит и чтит свою альму‑матер. Профессионал никогда не изливает желчь на место, в котором начал карьеру, несмотря на любые обиды. Профессионал не переманивает клиентов и сотрудников у альмы‑матер, если те сами не проявили инициативы. Дизайнер находит своих клиентов и растит своих сотрудников.
Религия и политические убеждения дизайнера не имеют законной силы в профессиональной работе.
Во‑первых, религия и политика не имеют значения. Работа дизайнера оценивается только с точки зрения пользы, профессионализма и общечеловеческих ценностей.
Во‑вторых, дизайнеры не допускают религию и политику в профессию и рабочие отношения. Религия может стать ограничением задачи, например дизайна упаковки халяльной баранины, но не может стать ограничителем профессиональных знаний. Дизайнер может участвовать в политической жизни, но не станет заниматься агитацией среди коллег.
Дизайнер занят работой.
Каждый дизайнер культивирует собственную область знаний. Лучшие дизайнеры становятся преподавателями своих дисциплин, получают авторитет и признание.
GoDesigner.ru не скрывает имён и не боится их продвигать в блоге, социальных сетях.
Но дизайнер знает, что его сила в единомышленниках, а сила его знаний — в связи с другими областями. Задачи в дизайне связаны общей идеологией, терминологией, приёмами. Если он потеряет связь с коллегами, его знания потеряют ценность, актуальность и охват, станут вторичными.
Поэтому мы создали GoDesigner.ru — общую платформу получения и передачи знаний из прошлых проектов в будущие продукты. Настоящие и бывшие godesigner-ы популяризируют знания, свои работы и сайт, используя свои способности и влияние.
Разработано на основе профессиональной этики Бюро Горбунова.
Теперь за проектами можно следить на ходу:
живой мозговой штурм онлайн в вашем смартфоне.
Подробнее тут.