опубликовано: Oxana D. • 21.05.2013 • 13:15 • заказчикам • интервью • совет в обед • Просмотров: 6753
Идейный вдохновитель, креативный директор и соучредитель нового рекламного агентства Protein Наталья Смелова начинала свою карьеру как копирайтер в агентствах BBDO и Instinct. Потом стала креативным директором и работала в агентствах «Небо» и Leo Burnett Moscow, при этом не забывая о работе копирайтера. Именно поэтому мы решили спросить ее об основах ремесла и критериях мастерства.
Что такое копирайтинг и какие задачи он способен решить?
Копирайтинг – странное слово для русского уха, если честно. Но если не придираться к словам, а говорить о понятиях, то это работа со словом.
Не стоит недооценивать силу слова. Оно, как известно, было вначале, А еще им можно повелевать, владеть и даже убить.
Так что задачи,словом, можно решить разные.
Если у вас нет огромных бюджетов на красивые картинки, дорогих дизайнеров и иллюстраторов, и уж тем более режиссеров – вас спасет точное, верное, острое, сильное слово. Вот, к примеру, в российских регионах, где часто бюджеты крайне ограничены, и у рекламодателей нет возможности пойти “в телевизор”, до чего же хорошие встречаются радиоролики! Чем берут? Словом.
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Творческие специалисты нередко ценят свою репутацию дороже денег, и возможность сделать для бренда хорошую работу для них не менее важна, чем для вас.
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
В каких случаях нужно обращаться за помощью профессионала?
За помощью профессионала имеет смысл обращаться всегда, будь то случай, когда у вас болит зуб или вам нужно поменять кран в ванной, или сделать аудит, или придумать название своему бренду или написать слоган.
Как отличить хороший слоган от пошлого?
Плохой слоган – в первую очередь, непонятный (ни о чем), избитый по форме («Ваш путь к успеху», «Ваш семейный XXX (вставьте нужное слово)», «Невозможно устоять» и «Больше, чем XXX (вставьте нужное слово). Кроме того, лично я отрицательно отношусь к восхваляющим прилагательным в слогане: восхитительный, уникальный, элитный, избранные… брррр! Как говорил один мой коллега-копирайтер, это просто «Симфония паркета» какая-то… (Висела такая реклама лет 10 назад).
Хороший слоган – точен, тесно связан с продуктом и уникален по форме.Хороший слоган не копирует приемы, он их создает.
Есть ли критерии хорошего названия или имени для бренда?
Универсальных нет, в каждом языке свои особенности. Именно поэтому многие бренды переделывают свои названия для других рынков.
——————————————————————————
Нужно название для вашего бизнеса? Создайте проект на копирайтинг сегодня
——————————————————————————
Самые большие провалы в названиях, с которыми встречались? И есть ли удачные самобытные примеры?
Крайне неудачные варианты случается тогда, когда не учитывается культурный контекст страны/региона. Все эти хрестоматийные примеру про не прижившиеся в России Blue Water и Bledina. Об этом есть много материалов в сети и обзоров таких крайне неудачных названий (например, на AdMe.ru), так что я не буду подробно на них останавливаться.
Дело не только в звучании, а еще и в уместности. Так что если вы владелец, к примеру, небольшого бара в районе Петровского стадиона, я бы не рекомендовала вам называть его «Спартак».
Что касается удачных самобытных примеров, то мне кажется, больше шансов попасть в точку с названиями «для своих». Здесь и далее буду приводить простые примеры не с глобальными брендами, а из местного бизнеса.
Допустим есть определенная целевая аудитория – хипстеры и их мир, сленг и прочее, и вот для них, к примеру, создается заведение «Свитер с оленями». Кто в теме – тот рад, кто не рад – тот не в теме.
Или вот тоже вид ЦА – молодые жители Петербурга – и вот вам бренд молодежной уличной одежды Saint-P.
Москвичи не оценят, да и ладно, а своим – прикольно!
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
Злопотребление шаблоном, это – зло
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
А вот злопотребление шаблоном, это – зло. Возьмем к примеру сферу общепита. Еще пару-тройку лет назад были в моде сочетания «русско-иностранного», это когда часть названия так, другая этак, или русское слово латиницей: Mamalыga, Maри Vanna, Bar Anka и тд.
Потом наступило стремление к простоте и было решено называть вещи своими именами. И что теперь? – в Москве и Питере все заполонили «хинкальные», «пельменные» и прочие «-ные». В Питере есть «фалафельная», «рамённая» и даже «презервативная» – по-моему, это уже ерунда какая-то. Причем, что обидно, это все представители молодежного местного бизнеса с интересными идеями, интерьерами, концепцией, прикольными и честными блюдами или необычными товарами — но зачем же так одинаково называться?
Личное напутствие
Ecли вы начинающий копирайтер – просто не забывайте читать книги. Думаю, не надо объяснять зачем.
Если вы клиент – доверяйте профессионалам, с которыми работаете. Творческие специалисты нередко ценят свою репутацию дороже денег, и возможность сделать для бренда хорошую работу для них не менее важна, чем для вас. И по возможности привлекайте к оценке творческого продукта тех людей, которые давали задание. А тех, кто не принимал участия в постановке задачи, лучше не подключать к принятию решения. Словом, избегайте советчиков из числа незаинтересованных – они могут сбить вас с толку.
Теперь за проектами можно следить на ходу:
живой мозговой штурм онлайн в вашем смартфоне.
Подробнее тут.