Отзывы и советы
Наш блог

Совпадение или плагиат: 3 громких дела о копировании брендов

опубликовано: Инна А. • 21.04.2016 • 09:37 • заказчикамдизайнерам • Просмотров: 5077

вор via Shuttestock

Хорошие художники копируют, великие художники воруют.

Пабло Пикассо

 

Пикассо заимствовал у Веласкеса, а Лихтенштейн — у Пикассо, так что с давних времен копирование — известная практика. Но что это — попытка создать нечто новое на основе уже известного или плагиат? Мы попытаемся найти ответ в 3 нашумевших историях о заимствовании.

 

-1-

Apple vs Samsung

История с копированием iPhone — одна из самых прославленных. Кого только не уличали в заимствовании формы или «начинки» телефона от Apple. Первые камни полетели в адрес Samsung: смартфон Galaxy S напоминал iPhone 3GS. Закругленные углы смартфона, рамка по периметру корпуса, форма иконок и размеры сетки — с этого началась череда разбирательств между брендами, которая привела к многотысячным штрафам в пользу Apple.

После Samsung в плагиате обвиняли и другие компании: Huawei, Fly, Meizu, HTC. Основная претензия к дизайну: бренды перенимали форму iPhone, разъемы, боковые грани, расположение камеры.

В защиту этих производителей можно сказать, что в мире высоких технологий сложно придумать что-то инновационно новое: зачем изобретать велосипед, когда можно просто его видоизменить? В этом случае копирование — признание гениальности, и оно скорее от безысходности, чем от желания слепо подражать оригиналу. 

http://www.fubiz.net/2016/04/21/the-honest-logos-series-by-viktor-hertz/

Подражатели экономят на маркетинге и продвижении, предлагая потребителям дизайн всем известного продукта, но основной риск такого заимствования состоит в том, что они никогда не смогут продавать продукт дороже оригинала.

 

 

-2-

Дуров VS Цукерберг

Еще один громкий случай — социальная сеть «ВКонтакте», напоминающая Facebook. Концепция, стиль оформления и даже цвета сайта «ВКонтакте» — все намекает на детище Марка Цукерберга. Кстати, Павел Дуров не отрицает факт заимствования:

«Мы никогда не копировали, не применяя мозг. Логотип «ВКонтакте» я набрал шрифтом Tahoma за три минуты. Правила? Вы должны быть чуть серыми, но узнаваемыми; не должны вызывать яркие негативные эмоции. Синий, белый, серый цвета никого не бесят. <…> Стив Джобс учился и декомпилировал Sony, разбирая Walkman'ы и ощупывая их полиграфию. Если бы общество послевоенной Японии или Америки 80-х относилось к заимствованиям так, как сегодня относимся мы, могло бы попросту ничего не вырасти».

 

Вывод из цитаты Павла Дурова — копирование неизбежно, потому что оригинальная идея рождается на основе другой идеи. Создавая аналог Facebook, Дуров пошел по пути меньшего сопротивления: благодаря заимствованному дизайну «Вконтакте» сразу ассоциируется с социальной сетью, как стеклянная бутылка с широким горлом — с молочным продуктом. Так отпала необходимость заново объяснять пользователям интернета, что такое «Вконтакте». При этом интерфейс «Вконтакте» остался интуитивно более понятный, видео и аудиозаписи можно добавлять, просматривать и отправлять. Сеть «Вконтакте» оказалась проще и функциональнее, но все же осталась копией, и при всех усилиях со стороны команды ей никак не удается выйти из тени Facebook’а.

 

 

-3-

Артемий Лебедев

Одна из самых неоднозначных фигур российского дизайна — Артемий Лебедев. Его студию уличали в копировании чужих логотипов, и список уже вырос почти до десятка обвинений в плагиате.

 

——————————————————————————

Нужен логотип? Создай проект на дизайн за 3 минуты

——————————————————————————


Логотип города Ярославля напомнил пользователям интернета логотип американской торговой сети Up&Up. Он появился в 2009 году, а студия Лебедева представила свою новую работу в 2012-ом.

Один из последних скандалов тоже коснулся логотипа, на этот раз для ресторана Якитория. Он тут же вызвал шквал нападок в адрес бюро, так как напоминал логотип суши-баров Manami в Вильнюсе.

Среди самых обсуждаемых заимствований — фирменный стиль парка им. Горького в Москве (2012 года), напоминающий стиль и оформление нью-йоркского парка, созданный студией С&G Partners еще в 2011 году.

Руководство московского парка решилось на экспертизу, которая не доказала факта плагиата. Впрочем, ложки-то нашлись, но осадочек остался. Частичное или полное заимствование всё равно вызывает неуважение и снижает престиж. Наладить репутацию сложнее, чем придумать не самую гениальную, зато свою идею.

Однако защитники Лебедева считают, что дизайны под его именем тщательно продуманы. На официальном сайте студии Лебедева в разделе «Графический дизайн» каждый реализованный проект разбирается по косточкам: история клиента, идеи, пожелания, поэтапная разработка логотипа. Создается впечатление, что над каждым заказом действительно была проведена гигантская работа, и она никак не связана с плагиатом.  

Вот как Сергей Смирнов, основатель бюро промышленного дизайна SmirnovDesign, говорит о нападках на коллегу по цеху:

 

«Аналогии можно найти всегда. Сам Артемий когда-то давно любил этим заняться, искать и сравнивать похожие работы. Если они и встречаются, просто существуют какие-то общие тренды, когда все работают в одном русле. Когда речь идет не об арт-объекте, а о коммерческом заказе, очень важно соблюдать баланс новизны и существующих трендов. Переклички могут быть, но плагиата я не видел».

 

Как бы то ни было, дизайн — как и восток — дело тонкое, и черпать вдохновение в чужих творческих идеях неплохо, если они не нарушают авторских прав и прокладывают путь к новым удивительным открытиям. Многие лидеры современного бизнеса построили свой успех как раз на имитации, то есть творческой переработке и развитии чужих идей. Однако стоит помнить, что заимствование — это всегда огромный риск, и не каждая компания готова взять его на себя.

× Мы используем cookie-файлы для сбора статистики, которая поможет обеспечить вам лучший контент. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.

Мы запустили
мобильную версию!!!

Теперь за проектами можно следить на ходу:
живой мозговой штурм онлайн в вашем смартфоне.
Подробнее тут.

Мобильная версия

Вы уверены, что хотите удалить черновик проекта?

Вы не сможете восстановить черновик после удаления.

Удалить Отмена