опубликовано: Polina I. • 10.11.2016 • 23:52 • заказчикам • дизайнерам • Просмотров: 8188
Copyright Concept via Shutterstock
Как только автор этой статьи поставит последнюю точку, он станет правообладателем этого материала. И, чтобы разместить его у себя, вам потребуется разрешение автора. Вроде бы ничего удивительного, но в эпоху SMM и контент-маркетинга, когда «если тебя нет в гугле — ты не существуешь», пора бы уже заняться защитой авторских прав компаний в интернете. Мы выделили 8 главных вопросов, ответы на которые нужно знать всем маркетологам ХХI века.
Что такое авторское право и что оно защищает?
Глобально авторское право в мире регулируется Бернской конвенцией. Эпоха контент-маркетинга застала отечественных законодателей врасплох. Это чудо, что Россия подписала Бернскую конвенцию в 1995 и позже вынужденно отозвала все оговорки ради вступления в ВТО. В России эта отрасль права регулируется Частью четвертой Гражданского Кодекса РФ.
Авторские права — интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. С момента фактического создания произведения, все права на него принадлежат автору.
Авторское право не защищает идеи — для этого есть патентные бюро.
Вкуснятина — порядок защиты всего, что связано с IT, или как говорится в ГК РФ «программы ЭВМ». Программа охраняется как литературное произведение и вносится в реестр программ ЭВМ. С сайтом сложнее: можно зарегистрировать доменное имя и название как торговую марку, а затем регистрировать контент как произведение литературы или графические изображения. Еще один вариант — зарегистрировать сайт как СМИ, но тут также есть подводные камни. Об e-commerce и разработке мобильных приложений пока и речи не идет.
Какой срок действия у авторских прав?
В России срок действия авторских прав — продолжительность жизни автора + 70 лет. Во различных странах вопросы длительности сохранения авторских прав регулируются по-разному и при работе с международным бизнесом лучше все же уточнять что к чему. На карте ниже видно, насколько в разных странах разнится срок действия защиты произведений авторским правом.
Кто такой автор?
Тут, возможно, неприятная для кого-то новость. Согласно российскому законодательству Автором является физическое лицо или несколько человек при соавторстве (кстати, в этом случае авторские права действуют 70 лет с момента смерти последнего из авторов). Отсюда вытекает следующий вопрос:
Если создание контента — служебная обязанность?
Кажется, что на пике развития социальных медиа и интернет — маркетинга, когда SMMщик есть у каждого ларька, пора бы озаботиться и защитой прав юридических лиц. Но согласно все тому же закону авторские права на интеллектуальную собственность, созданную работником в рамках своей трудовой деятельности принадлежит сотруднику, а не компании. Кроме случаев, когда работа выполняется по заказу. То есть когда заключается конкретный договор на дизайн логотипа, то права принадлежат заказчику. А вот если вы числитесь «специалистом по маркетингу» и ведете блог компании, то права на записи блога, как литературное произведение, принадлежат вам, а не компании, так что юридическим лицам стоит внимательнее относится к трудовым договорам со своими штатными креативщиками.
Что такое плагиат?
Российское законодательство пока что игнорирует понятие плагиат. Оно упоминается лишь раз как синоним «присвоения авторства». Но в рамках нашей темы важно рассказать, что юристы подразделяют плагиат на криминальный и некриминальный. Последний – это то, что мы подразумеваем под плагиатом в быту, когда говорим о студентах, передирающих курсовые работы из интернета. Криминальный плагиат подразумевает большой материальный ущерб, как в нашумевшей судебной тяжбе между иллюстратором Юлией Григорьевой и Рив Гош.
К сожалению, это говорит о том, что доказать факт плагиата логотипа или иллюстрации довольно сложно. Но у некоторых получается – «наше все» Артемий Лебедев периодически публикует в своей уютной жэжэшечке истории и том, как его Студии удается привлечь к ответственности воров.
Что делать, если кто-то использует ваш контент?
Мы искренне надеемся, что вам эти знания не пригодятся и никакой засранец не попытается украсть вашу работу. А если такой все же найдется – dura lex sed lex, придется убивать его в суде.
Мы попросили Екатерину Бондарь, адвоката юридической фирмы «МосЮрКоллегия» дать совет компаниям, как защитить контент.
Екатеринa Бондарь, юрист:
Поскольку по законодательству автор — это всегда человек, то лучше компании иметь договор с сотрудником на передачу прав интеллектуальной собственности. Простой пример: компания заказала изображение для использования в рекламных целях. Затем обнаружила, что третье лицо незаконно использует данное изображение.
Во-первых, компания предъявляет претензию лицу, незаконно использовавшему данное изображение, и хостинг-провайдеру с требованием о прекращении незаконного использования. Затем она обращается в суд с требованием о прекращении незаконного использования изображения и взыскании убытков. А доказательствами авторства будут являться эскизы, исходные файлы.
Что, если результат вашего труда в свободном доступе?
Есть все в том же ГК РФ весьма невнятная статья 1276. Понять ее без русско-юридического переводчика невозможно, но, если вкратце — без согласия автора можно публиковать произведение, которое постоянно находится в месте, открытом для посещения, кроме — о, ужас, ничего не понятно — если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.
Является ли сайт местом, открытым для свободного посещения? Определенно, да! Значит ли это, что все, что выложено на сайт можно потом транслировать, как Джоконду из Лувра?
Выкладывая работу на портал схожий по функциям с GoDesigner, мы понимаем, что «цель извлечения прибыли» вроде как очевидна. Но как быть, например, c Behance? Или любым порталом для публикации портфолио? Является ли это «основным объектом использования» и что это вообще значит? Снова пришлось бежать за помощью к Екатерине:
Екатеринa Бондарь, юрист:
«Администрация сайта должна размещать правила как для авторов, так и для посетителей сайта. К примеру, для авторов это условие в том, что выставляемые работы созданы лично. Для посетителей-потенциальных клиентов устанавливается запрет на использование размещенных материалов без согласования с автором.
Таким образом, произведения на подобных сайтах изначально не предназначены для свободного использования. Однако, если авторы размещают свои работы на неспециализированных сайтах, им необходимо обязательно указывать, что использование объекта авторского права не допускается без указания авторства или без договора с автором. »
А как же GoDesigner? Переходят ли к заказчику права на результаты конкурса?
Конечно. Каждый дизайнер или копирайтер, участвуя в проекте, подписывает Договор отчуждения о передаче исключительных прав на произведение. Согласно этому соглашению, права на результаты интеллектуального труда переходят к заказчику в момент выплаты вознаграждения.
Кроме того, по результатам проекта заказчик вправе получить документ, подписанный исполнителем и подтверждающий права заказчика на результаты конкурса.
И еще немного…
Но не все у нас так грустно, уже давно и довольно неплохо функционирует сайт. Как и на многих полуправительственных ресурсах, вы найдете там верстку из ада и рекламу «Замуж заграницу» в разделе «семинары». Но там также немало практических рекомендаций, информации о законопроектах, патентовании и всем, что связано с этой отраслью права и, в частности, довольно много информации о защите авторства в интернете.
В Российском законе об авторском праве пробелов и вопросов гораздо больше, чем должно быть . Но прецеденты положительных исходов вселяют надежду, что классные и талантливые копирайтеры\дизайнеры\художники, заполняющие информационное пространство работами, будут защищены от уродов, считающих, что, если нашел картинку в поисковике — значит она ничья.
Кстати, копирование и распространение данной статьи — только с разрешения GoDesigner.
Теперь за проектами можно следить на ходу:
живой мозговой штурм онлайн в вашем смартфоне.
Подробнее тут.