«Однозначно плохим» может быть только профессионально безграмотно сделанный логотип. Бывают хорошие и точно угаданные идеи, предлагаемые не профессионалами (скажем, кем-то со стороны заказчика), но они всегда требуют доводки и выверенного пластического выражения.
В остальном, такой отбор критериев нет и быть не может. Нужно знать контекст, ситуацию брэнда на рынке, задачи коммуникации... Пользуясь известным афоризмом Стива Джобса, «как выглядит» тут всегда менее важно, чем то, «как работает».
Профессионал же отличается от вовлечённого любителя не только опытом или умением рисовать, пользоваться Adobe Illustrator. Профессионал имеет эти критерии различения хорошего от плохого. Те самые, которых, как я уже сказал выше, не существует. Не существует объективно, но субъективно они должны быть. Некий личный «Декалог» (10 Заповедей) есть у каждого профессионального дизайнера. «Когда я увижу, что это хорошо, то я это узнаю», как любят говорить сами наши клиенты.
Таким образом, плохой логотип, это логотип, который сделан плохо. А плохо выглядит то, что сделано не профессионалом и не по очевидно прослеживаемым правилам. Непоследовательно и нелогично.
Прежде всего вдумчиво и неспешно написать Бриф (Техническое задание). По возможности, используя в качестве формы (опросника) что-то опробованное и устоявшееся. Прибегнуть к помощи маркетолога, в конце концов, т.е. специалиста по стратегическому планированию. И вообще, почаще контактировать с арт-директором/дизайнером.
Ещё я бы посоветовал поработать с каким-нибудь сетевым, но не очень жадным рекламным агентством, чтобы научиться думать поменьше о своих «желаниях» и побольше об объективных целях коммуникации, о своих потенциальных покупателях. О том, что они «хотят».
Я понимаю, что это очень жестокие советы. Хочется-то всего сразу и сейчас. И заказчики у нас обычно сами-себе-маркетологи-стратеги-артдиректора... Поэтому попытаюсь переформулировать вышесказанное в терминах скорее психологических.
Если у заказчика есть видение «картинки в целом», т.е. задачи и цели коммуникации определены, и ясно что, кому и с какой интонацией надо сообщить, то следует разобраться в своих желаниях. Нужно отделить «Как» от «Что». Иными словами, поставить задачу дизайнеру, чтобы ему было понятно, «что и зачем» нужно донести до покупателя, но не было сразу всяких субъективных и вкусовых «как». Т.е. правильно сформулированная задача говорит о проблеме и цели коммуникации, а не о личных эстетических предпочтениях заказчика.
Нужно помнить о том, что дизайн — инструмент бизнеса, и «хотеть» можно только эффективного визуального решения, соответствующего заранее сформулированной цели. Решения проблемы, а не реализации собственных амбиций. Дизайн студия/дизайнер-фрилансер — это не турагентство или магазин нижнего белья, где уместно говорить о своих желаниях. Это скорее автосервис, куда привозят свою любимую тачку, когда у неё начинает что-то стучать в моторе... Мы же не говорим механику «как» заменять ту или иную деталь. Мы симптомы описываем...
Пожалуй, леттеринг и каллиграфия всегда останутся востребованным тендом. Т.к. ничто не может заменить естественного способа визуальной передачи своих эмоций, личной интонации, как рукописный почерк. Мы верим и будем верить всему, что сделано в той или иной степени вручную в наш механизированный век.
Ещё, пожалуй, никуда не денется в той или иной форме «Интернациональный стиль», даже если он деконструирован, переосмыслен, разбавлен визуальным шумом и управляем хаосом. «Интернациональный стиль» (или Швейцарский) давно стал синонимом графического дизайна. Такой стиль предполагает построенность по сетке и базовым линиям, сегментацию и визуальную иерархию. Особенно в свете переосмысления городской навигации, инфографики, пользовательских интерфейсов и т.п. Короче, сетка и её разрушение никуда не денутся в ближайшем будущем.
К этому можно добавить вот ещё что. Нет ничего современнее обращения к прошлому. Всегда будут черпать идеи в прошедших десятилетиях. Стилизации прошлых эпох, цитаты из шедевров ретро-моды пребудут постоянно, потому что никогда людям не наскучит интерпретировать сделанное ранее.
Да. Хотя ответ на этот вопрос содержится в предыдущих. Для этого нужно создать хороший продукт или услугу.
Судят, конечно, сперва «по одёжке», но никакой хороший логотип сам по себе не спасёт плохой продукт, завышенную цену, нелепую дистрибуцию и т.п.
К тому же, для того, чтобы знак был хорошим именно для этой торговой марки, у неё должна быть внятная миссия и ясное целеполагание. Просто хороших лого, хороших в отрыве от марки и продукта, не бывает. Они либо нравятся визуально самому заказчику, либо дизайнеру, либо фокус группе, ну или всем сразу. Но в любом случае, имеет место вкусовой отбор. Лого должен «работать», поселившись в голове реального потребителя, более или менее прочно идентифицируя тот набор представлений о компании, которые действительно составляют её существо. Но для этого, этот набор должен быть хотя бы сформулирован. Бессмысленно идентифицировать только принадлежность продукта/услуги к категории. Имеет смысл идентифицировать только индивидуальность. Это и называется ID («айдентикой»), т.е. закреплением значимых отличий. Вспомним лого Apple... кто бы мог подумать, что надкусанное яблоко «хорошо» для IT компании?
А если рассуждать как дизайнер, то у меня остаётся обычный набор советов. Нужна цельность и лаконичность (там где она уместна), читаемость, масштабируемость, различимость, грамотная типографика и бережное отношение к шрифту в лого. Желательно отсутствие погони за быстро сменяющейся трендовостью, а также попыток выразить принадлежность к продуктовой категории, потому что это обычно заканчивается банальными и никому не нужными клише.
И совсем короткий совет. Знак должен по возможности содержать скрытую «игру» значений, чтобы постепенно раскрываться зрителю во времени и не надоедать. Не нужно создавать «ребусы», но внутренняя «зарифмованность» дополнительных смыслов (как в лого FedEx), является, на мой взгляд устойчиво востребованным приёмом и умной стратегией.
Быть последовательными. Или быть собой. На выбор...