опубликовано: Lina B. • 23.07.2018 • 12:00 • герой месяца • фриланс • дизайнерам • Просмотров: 7079
В копилке Юрия Молотова на платформе GoDesigner больше 400 решений, участие в 250 проектах, выиграно 23 конкурса и рейтинг 5 звёзд у заказчиков. Ко всему вышеперечисленному, это ещё и человек, с которым приятно и полезно общаться. Он щедро поделился своим опытом и основными правилами для удачного старта с теми, кто планирует или начинает работать.
Юрий, расскажите о вашем знакомстве с сайтом и дайте практический совет коллегам, как начать работать на GoDesigner?
Я случайно наткнулся на группу ВКонтакте и решил попробовать ради эксперимента. До этого логотипами профессионально не занимался, сначала была полиграфия и, в последние годы, сайты. То есть был неплохой уровень владения графическими редакторами, было чувство композиции, цвета, часто сталкивался с логотипами, но сам их не разрабатывал.
Спустя примерно 10 работ выиграл конкурс для службы доставки обедов:
Таким образом, чтобы начать профессионально заниматься разработкой логотипов, вам потребуется:
Это всё приобретается с опытом, кроме того, необходимо постоянно читать и образовывать себя, так как зачастую достаточно опытные дизайнеры пренебрегают базовыми правилами построения логотипа.
Юрий, расскажите подробнее об умении создавать смысловую концепцию с учетом требований заказчика.
Что касается этого пункта, то именно от него зависит ваш уровень, как дизайнера. Здесь важны отправная точка и способность это качество развивать.
Наверное, в каждом городе есть десяток строительных компаний, где в логотипе над названием, выполненным рубленым шрифтом, красуется стилизованная крыша, или автосалонов с типичным контуром автомобиля. Таким образом, на реализацию идеи было потрачено 0 единиц интеллектуального труда.
И да, если концепция такого формата не прописана в брифе, то, скорее всего, такая работа конкурс не выиграет.
Вторым уровнем дизайнера можно считать комбинацию в знаке первой буквы с объектом, двух объектов и прочее. Для комбинирования символов используются различные графические приёмы, например: негативное пространство, переплетение, слияние…
Сюда же можно отнести художественные концепции такого формата:
Именно такие работы, по моим наблюдениям, в основном выигрывают на GoDesigner.
Особняком стоит третий уровень. Это логотип с более глубоким смыслом, зачастую не говорящий напрямую о деятельности компании, но содержащий смысловую «подсказку», некий намёк, за счёт скрытого объекта (стрелка Fedex), либо за счёт геометрии начертания (Braun).
В данном логотипе блокчейн-компании квадрат призван символизировать форм-фактор майнера, который является основным типом продукции. Авторское начертание характером символов отражает ключевые качества компании, а целостность достигается за счёт кратных расстояний и графической рифмы единицы в инверсии и элемента «G».
В отличие от предыдущего уровня, такие работы не вызывают особого ажиотажа на Behance, и достаточно редко выигрывают на GoDesigner, поскольку непонятны широкой аудитории, в том числе большинству заказчиков. Но именно такие логотипы принадлежат самым крупным брендам и к этому уровню я стремлюсь.
Юрий, идеальный логотип – это...?
Проблема в том, что большинство заказчиков не понимает, зачем нужен логотип, и выбирает его по принципу «мне нравится», при этом оценивая сугубо внешние качества.
«Логотип, как и любой объект дизайна, в отличие от картины на стене, должен не просто выглядеть хорошо, но работать, в первую очередь»
Дизайнерский стул должен быть удобным и прочным, только потом красивым, автомобиль — аэродинамичным, безопасным, с продуманным распределением элементов и пространств. Да, эти качества входят в компетенцию дизайнера автомобиля, но при этом, когда говорят «дизайн автомобиля», обычно подразумевается только визуальная часть: красота, агрессия форм, футуристичность и пр.
Логотип отличается от физических объектов тем, что обладает задачами маркетингового характера: узнаваемость, соответствие деятельности и целевой аудитории компании, отражение желаемых характеристик бренда и так далее. В конечном счёте, логотип должен работать на имидж и прибыль компании в долгосрочной перспективе.
Должен ли он при этом быть красивым? Вовсе не обязательно. Как говорил Дитер Рамс: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна». На GoDesigner нет возможности связываться с заказчиком напрямую, чтобы объяснять подобные моменты и убеждать, почему ему нужен именно этот логотип, максимум — пояснить концепцию в описании или комментарии. Однако, если заказчик приходит за таким логотипом, то, как правило, выставляет достаточно высокий бюджет.
Опишите рабочий процесс создания логотипа в конкурсе.
1 этап. Сбор информации.
В первую очередь изучаем бриф заказчика, сайт компании, если указан, комментарии и оценки работ, после чего принимаем решение, стоит ли участвовать в питче или нет.
Иной раз, даже от интересного задания с хорошим бюджетом приходится отказываться в связи со, скажем так, специфическими вкусами заказчика и несерьёзным подходом к работе.
Начнём с брифа: если он слишком «правильный», явно оформленный по шаблону, с шаблонными же формулировками, не дающими конкретики, то можно считать, что бриф не заполнен: вероятнее всего, заказчик заполнил его для галочки и сам не знает, чего хочет. В таком случае стоит ждать оценок и комментариев, чтобы хоть как-то сузить круг предпочтений, иначе ваше, пусть самое качественное решение, с глубокой идеей и кучей потраченного времени получит комментарий «не то», а что «то» — придется угадывать вслепую.
Реже встречается бриф в формате «в логотипе должно быть это и сделано вот так», где заказчику нужен не дизайнер в полном смысле этого слова, а человек, владеющий редактором, чтобы реализовать свою собственную идею. В подавляющем большинстве случаев такой логотип содержит неуместный, иногда даже нездоровый креатив. Разумеется, он не будет решать маркетинговые задачи, а скорее наоборот, будет вредить имиджу, но зато заказчик доволен.
«Идеальный бриф — это здоровая середина между указанными выше крайностями, где чётко указаны ограничения, внутри которых допускается свобода для творчества»
Пусть он будет слегка неадекватным, несерьёзным и с кучей ошибок, важно, чтобы передавал при этом все пожелания и предпочтения заказчика, а, кроме того, описывал пространство для работы с идеей. Желательно, чтобы были приложены примеры логотипов конкурентов, с указанием, что нравится, а что нет. Почему конкурентов? Потому что типичные примеры «как у Apple, Windows, Nike» абсолютно ни о чём не говорят, глядя на них, заказчик видит раскрученный бренд, а не логотип, само собой, предложенный подобный формат идеи и исполнения он даже рассматривать не будет.
Оценки и комментарии тоже о многом говорят: я не рассматриваю конкурсы, где ставятся высокие оценки откровенно неграмотным работам вперемешку с качественными. В таком случае, шанс победить в конкурсе равен единице к общему количеству работ, включая совсем любительские, что меня не совсем устраивает))
Также стоит отметить комментарии в духе «а давайте попробуем»: заказчик после заполнения брифа может несколько раз сместить фокус задания, а то и полностью изменить суть брифа. Соответственно, все решения до окончательной идеи даже рассматриваться не будут.
К счастью, на сайте относительно редко встречаются неадекватные «типичные» заказчики, возможно, из-за не самого низкого порога цен»
Этап 2. Генерация идеи.
После изучения условий задачи, можно приступать к решению. Задачи две: придумываем сам объект изображения и интересный способ его визуализации.
Как правило, после ознакомлением с брифом у меня уже есть пара рабочих идей, укладывающихся в концепцию. Но иногда условия задания достаточно сложные, в таком случае можно устроить мозговой штурм с перебором всех связанных со сферой деятельности и названием объектов, или заняться другими делами, пока идея сама не придёт.
Одной из таких сложных задач стал логотип для блокчейн-платформы, где требовался легко воспроизводимый от руки абстрактный знак, без ассоциаций с криптовалютой, без отображения первой буквы в знаке. При этом приветствовались образы, имеющие отношение к небесной или квантовой механике, астрофизике, каким-либо физическим явлениям, связанным с гравитацией. Основные качества: дерзкий, привлекающий внимание, не похожий на другие криптовалюты, экспертный (математика, криптография и пр.), глубокий.
В итоге я предложил знак, обыгрывающий форму чёрной дыры / галактики, геометрия которого была построена на Золотой спирали.
Объект изображения не обязан иметь глубокой смысловой нагрузки, это вполне может быть первая буква названия, атрибут сферы деятельности или отображение объекта названия, но, в таком случае, необходимо добавить изюминку в реализацию знака. К примеру: эффект совмещения (инверсия, переплетение), смысловое объединение или декоративный формат.
Этап 3. Реализация.
Ставлю кофе, включаю на смартфоне аудиокнигу (иногда фильм, детектив какой-нибудь или драму, или хоть лекцию по антропологии, в общем то, что в обычно режиме смотреть было бы скучно) и приступаю к работе.
Обычно итогом предыдущего этапа является несколько набросков-зарисовок, но, если концепт прост, то можно и сразу в векторе работать. Если логотип художественный с множеством деталей, то я делаю один вариант в течение двух-трёх часов, и это только первоначальный вариант, который можно показать заказчику. С минималистичными логотипами всё проще: реализация основного концепта — 30 минут, подбор шрифтов, композиция, гамма — ещё 30 и минимум час на варианты: добавить/убрать элемент, разная толщина линий, вписать в круг/квадрат и так далее.
Работа с геометрией обязательно должна производиться в чёрной сплошной заливке, т.к. если логотип полноценно смотрится в ч./б., он будет хорош и в цвете, но не факт, что наоборот. Мне очень нравится закладывать в логотип геометрические закономерности.
Если пропорции знака кратны 1:1.6, то почему бы не заложить золотое сечение? Если оптимальный отступ до текстовой части близок к половине ширины знака, то я делаю его равным этому соотношению. Конечный зритель не обязан осознанно находить эти закономерности, но при этом такой логотип будет создавать ощущение гармонии и порядка. Даже художественные логотипы стараюсь вписывать в сетку или диаграмму, чтобы якобы случайным образом разбросанные элементы цеплялись за выровненные координаты.
Поиск интересных сплетений форм занимает основную часть времени: я копирую логотип, делаю изменение, сравниваю — лучший из этих вариантов снова копирую. Иногда с вариантами увлекаюсь на несколько часов, но в итоге получается тот, который соответствует всем критериям брифа, отвечает всем требованиям сферы деятельности, а также моим собственным требованиям.
При подборе шрифтов руководствуюсь геометрией знака, который уже по определению отражает ключевые характеристики компании и вписывается во все требования. В основном, это строгие геометрические гротески, хорошо зарекомендовавшие себя на протяжении десятилетий: семейства Gotham, Din, Proxima, Futura или современные гарнитуры, разработанные на их основе.
Здорово, если получается подобрать шрифт, окончания элементов или негативные пространства в котором рифмуются с элементами знака, но иногда можно адаптировать начертание вручную, чтобы шрифтовая часть со знаком в логотипе составляли единое целое.
Мокапами стараюсь не злоупотреблять: первая презентация состоит из слайдов с логотипом на светлом и тёмном фонах, двух вариантов композиции и одном-двух носителях. Если концепция требует пояснений — расписываю прямо в презентации (я думаю, описание далеко не все читают), тут же можно с помощью пиктограмм дать пояснение.
Важный момент: сохранять изображения обязательно нужно в PNG, т.к. JPG загрузчик сильно пережимает, образуя при этом кучу артефактов и искажая цвета. Кроме того, даже у PNG при подгонке размеров замываются контрастные области — если хотите, чтобы изображение было вообще без изменений, сохраняйте с шириной в 600 пикселей, это оригинальная ширина изображения на GoDesigner. Высота может быть произвольной, но, если необходимо вписать первый слайд в превью, проставляйте 600х450.
Итак, если заказчик ставит относительно посредственную оценку/комментарий (например, 4 звезды, если у нескольких других 5), при этом не пишет, что именно доработать, это решение не дорабатываю. Могу предложить ещё одно позже, если появится хорошая идея, но чаще переключаюсь на другой конкурс.
Если же оценка пять звёзд, то можно переходить ко второму этапу: вношу правки, дополнительно трачу время на улучшение с вариантами, добавляю больше мокапов.
Юра, некоторые ваши работы обвиняли в плагиате. Что скажите об этом?
Если вы работаете в достаточно минималистичном стиле, будьте готовы к тому, что вашу работу удалят, так как с вероятностью от 2,5 до 5 % подобную идею уже кто-то реализовал. Так, из 250 моих решений 10 было удалено с обвинением в неоригинальности.
Слева моя работа, где из стартовых флажков составлена звезда. Справа старый логотип существующей компании, в которой флажки одновременно являются буквой V. Я согласен, что два логотипа подобного уровня схожести не должны существовать.
Стоит оговориться, что намеренно плагиатом я не занимался никогда, это перечит моим принципам и нет дефицита фантазии, чтобы воровать чужое. Однако некоторые минималистичные решения действительно получаются похожими на существующие, и да, такие работы нужно удалять.
В итоге, я полностью согласен с тем, что на площадке должна вестись борьба с плагиатом, ровно как и с просто похожими решениями.
Что вы можете посоветовать дизайнерам, работающим на фрилансе?
Ведите ежедневник!
Эту привычку мне привил директор ИТ-студии, за что я ему очень благодарен, и в организации деятельности на удалении она, на мой взгляд, играет чуть ли не ключевую роль.
В отличие от работы в офисе, работа удалённо предусматривает ряд особенностей, основной из которых лично для меня является самоорганизация. В офисе есть поток клиентов, начальник, окружение и рабочий режим, в этих условиях сложно увлечься отдыхом. На удалении таких ограничений нет, и велик соблазн посмотреть фильм вместо работы или сходить куда-нибудь. И, естественно, если ты не сможешь сам себя грамотно организовать, ни о какой эффективности речи быть не может. А, в отличие от работы за стабильную заработную плату, при работе на удалении эффективность напрямую коррелируется с доходом.
Ежедневник позволяет планировать рабочий режим, а также отслеживать и анализировать свою деятельность, проводя работу над ошибками в будущем. Анализировать и улучшать можно всё: доходность, рабочие часы и время сна, минимизировать вредные привычки и заводить полезные…
Ты как бы смотришь на себя со стороны, контролируешь и оптимизируешь всю жизнедеятельность, не только рабочие аспекты.
Кроме того, в планировании есть замечательный эффект — если ты составил себе план на листе, то уже не можешь взять и перенести задачу на следующий день, ты как будто дал обещание самому себе, которое нужно сдержать.
Займитесь спортом.
При чём тут спорт? Дизайнер, вне зависимости от специализации, ведёт сидячий образ жизни. И если вы не будете периодически нагружать организм, страдать начнёт не только осанка и мышечный тонус, что скажется на внешнем виде, но и сердечно-сосудистая система, суставы и кости, что в перспективе может привести к серьёзным осложнениям.
Организм человека рассчитан на постоянное движение и, если вы на старте не приобретёте привычку компенсировать особенности своей профессии, в будущем восстановить здоровье будет достаточно проблематично. Желательно, чтобы это была кардиотренировка: бег, велосипед, скакалка.
Даже если вы регулярно ходите в тренажёрный зал, где жмёте от груди внушительный вес, кардио всё-равно необходимо добавить, т.к. сильные мышечные нагрузки не компенсируют ущерб суставам от сидячего образа жизни, а то и наоборот, усугубят.
Развивайте логическое мышление.
Как уже говорилось ранее, разработка логотипа состоит из двух задач: создание смысловой идеи и/или интересного способа графической реализации. Оба этих навыка можно развивать не только с приобретением практического опыта, но и с помощью тренировок вне работы.
Решение головоломок, логических загадок и сложных умопостроений поможет находить несколько нетривиальных решений в рамках определённого задания. Что, собственно, и требуется при генерации идеи логотипа. Сборников таких задач полно в любом формате.
Для развития качеств, способствующих интересной графической реализации, достаточно игр-головоломок, в процессе прохождении которых вырабатывается видение способов обыгрывания визуальной части знака. Последними из таких игр, которые я проходил, были Monument Valley с невозможными фигурами и Loop, где при помощи поворотов составных элементов нужно получать замкнутые формы.
Таким образом, когда в очередной раз встанет задача переплести символы интересным образом в гармоничную фигуру, у меня будет небольшое преимущество перед другими участниками.
По традиции, ответ на вопрос от предыдущего героя месяца:
«Исходя из вашего опыта, насколько помогает выиграть проект его оформление и подача, добавление примеров использования, мокапов и т.п.?»
Хороший вопрос. Без оформления обойтись нельзя, пустой белый фон — это тоже способ оформления. Но сама подача, вне зависимости от её состава и уровня, играет лишь вспомогательную роль. Таким образом, если заказчик оценивает суть работы, а не картинку, проработкой элементов оформления можно и вовсе пренебречь. Тем не менее, есть нюансы, относящиеся к подаче работы, которые в некоторых случаях могут играть далеко не последнюю роль. Разберём их.
1. Пояснение концепта.
Большинство моих работ содержит какую-либо концептуальную идею, и случалось, что заказчик её просто не замечал или не понимал. Даже если позже я пояснял в комментарии, эффект был уже не тот, так как момент первого впечатления упущен. Поэтому там, где идея не слишком очевидна, я поясняю концепцию с помощью пиктограмм или текста. Это важный момент, поскольку игнорирование смысловой сути логотипа его практически обесценивает.
2. Варианты логотипа.
Можно добавить в презентацию дополнительные варианты композиции, варианты заливки для тёмного фона, чёрно-белые и так далее. На итоговый результат они влияют не сильно, но времени на их создание уходит очень мало, поэтому вполне уместно их показать.
3. Мокапы.
У меня были работы, выигравшие конкурс без единого мокапа. Однако некоторые заказчики не могут видеть «сквозь» мокапы, поэтому на площадке периодически выигрывают работы, эффектно представленные в объёме на фоне профессиональной фотографии или рендера 3D-сцены с лоском и блеском.
Важно понимать, что в дальнейшем логотип будет чаще всего использоваться на однородном фоне без тиснения и прочих декоративных приёмов, таким образом, выбирая эффектную картинку, заказчик остаётся в некотором смысле обманутым, поскольку реализовать картинку в жизни вряд ли получится.
Было бы замечательно, если бы на первом слайде запрещалось использование мокапов, а логотип был представлен в сплошной заливке на белом или просто однородном фоне. В таком случае заказчик был бы вынужден оценивать именно работу, а не мокап. Также это способствовало бы адекватному сравнению работ в каталоге по превью-изображениям.
4. Оформление презентации.
При первом размещении работы достаточно того, чтобы элементы оформления презентации не конфликтовали и не портили общее впечатление от работы, а в идеале, грамотно оформленная презентация должна быть самодостаточным объектом дизайна, всё должно быть согласованно и проработанно: композиция, цветовая гамма, шрифты, декоративные элементы, а также стилистика мокапов и фотографий. На это может уйти достаточно много времени, поэтому рационально готовить такую презентацию на финальной стадии, когда твоя работа входит в число фаворитов.
Качественное оформление презентации не является важнейшим показателем, но оно способно дать тот ключевой процент, который при прочих равных может стать решающим.
Ваш вопрос для следующего героя месяца?
Критика публичная или приватная? Помогает ли критика двигаться вперед, и как вы воспринимаете критику?
Теперь за проектами можно следить на ходу:
живой мозговой штурм онлайн в вашем смартфоне.
Подробнее тут.